Черный Отряд – Мастерская группа JNMИстина у каждого своя
Рецензия на роман Серебряный клин.
Короткие, рубленые фразы. Стремительное действие. Парадоксальное сочетание несочетаемого. Средневековый антураж – и психология человека двадцатого века. Горькая ирония, граничащая с цинизмом – и, вопреки всему, романтика... Таков цикл Глена Кука "Черный Отряд" – по крайней мере, лучшие книги этого цикла. И, вне всякого сомнения, таков Серебряный клин. Серебряный клин – и Кольцо Всевластия. Два источника чудовищной магической силы. Артефакты, несущие в мир древнее Зло, только Зло – и ничего кроме Зла... Конечно, сегодня это стало общим местом для фэнтези, но именно аналогия между эпосом Толкина и романом Кука первым делом приходит в голову при чтении романа. Не думаю, что Кук сознательно ставил целью написать материалистический вариант "Властелина Колец", но получилось у него нечто именно в таком духе. У Толкина рядом со Злом С Большой Буквы существует и Добро – тоже С Большой Буквы. Да, Эру Илюватар, Единый, творивший музыку, присутствует только в эльфийском эпосе "Сильмариллион". Да, это книга победителей. Да, победители частенько стремятся объяснить победу своей богоизбранностью. Но скажите, положа руку на сердце: разве по тексту "Властелина Колец" не чувствуется, какая точка зрения более близка автору – идея о Едином или об отсутствии оного в мире Арды? А мир Кука, в контры Толкину, подчеркнуто атеистичен (хотя языческих черт в его книгах хватает). Да, боги существуют, сомнений нет, соглашается автор Серебряного клина. Но, во-первых, их слишком много, за каждым не уследишь; во-вторых, их действия в принципе непредсказуемы. А раз нет Единого, то нет и всеобщего Врага. Вот Кейс, главный герой романа, объясняет Белой Розе, что для рядового крестьянина разницы между повстанцами и имперцами не существует. И тем, и другим, пока кипит борьба за власть, на вилланов наплевать. Если судить не по намерениям, а по реальным делам, то под империей обычному гражданину даже лучше. Сочинить красивый лозунг и назвать себя Светлым – первое дело в любой политической борьбе. И именно отказ Белой Розы от этих игр – в финале Серебряного клина, когда древнее зло повержено, – ясно показывает, что она является действительно весьма необычным для фэнтези персонажем... В романе Кука ставка делается не на посланцев Светлого Совета, а на людей, которым чуждо стремление к власти. Причем, таким людям совсем не обязательно быть лучшими из лучших. "Для таких парней, как мы, в общем-то без разницы, кто заправляет делами. Кто бы они ни были, их главная цель – жить за наш счет." Эти слова принадлежат одному из авантюристов, извлекших на свет Клин и тем самым разбудивших древнее Зло. Или, по крайней мере, одно из зол, угрожающих миру. Они делают это не из любви к абстрактному злу, как "темные" народы во "Властелине Колец". Это просто люди – в чем-то порочные, но во многом заслуживающие уважения. Их не отличишь по косому взгляду и пристрастию к сладкой человечине. И не нейтрализуешь. В этом плане мир Профессора выглядит куда прозрачней, что уж тут спорить. Некоторые последователи Толкиена по сей день верят в высшую истину, стоящую вне человека и над ним. А Глен Кук видит истину только в человеке. Причем в каждом – свою...
|