|
Истина у каждого своя
Рецензия на роман Серебряный клин.
© Василий Владимирский,
Озон, январь 1999, оригинал
здесь.
Короткие, рубленые фразы. Стремительное действие.
Парадоксальное сочетание несочетаемого.
Средневековый антураж – и психология человека двадцатого века.
Горькая ирония, граничащая с цинизмом – и, вопреки всему, романтика...
Таков цикл Глена Кука "Черный Отряд" –
по крайней мере, лучшие книги этого цикла.
И, вне всякого сомнения, таков Серебряный клин.
Серебряный клин – и Кольцо Всевластия.
Два источника чудовищной магической силы.
Артефакты, несущие в мир древнее Зло, только Зло – и ничего кроме Зла...
Конечно, сегодня это стало общим местом для фэнтези,
но именно аналогия между эпосом Толкина и романом Кука
первым делом приходит в голову при чтении романа.
Не думаю, что Кук сознательно ставил целью
написать материалистический вариант "Властелина Колец",
но получилось у него нечто именно в таком духе.
У Толкина рядом со Злом С Большой Буквы
существует и Добро – тоже С Большой Буквы.
Да, Эру Илюватар, Единый, творивший музыку,
присутствует только в эльфийском эпосе "Сильмариллион".
Да, это книга победителей.
Да, победители частенько стремятся
объяснить победу своей богоизбранностью.
Но скажите, положа руку на сердце:
разве по тексту "Властелина Колец" не чувствуется,
какая точка зрения более близка автору –
идея о Едином или об отсутствии оного в мире Арды?
А мир Кука, в контры Толкину, подчеркнуто атеистичен
(хотя языческих черт в его книгах хватает).
Да, боги существуют, сомнений нет, соглашается автор
Серебряного клина.
Но, во-первых, их слишком много, за каждым не уследишь;
во-вторых, их действия в принципе непредсказуемы.
А раз нет Единого, то нет и всеобщего Врага.
Вот Кейс, главный герой романа, объясняет Белой Розе,
что для рядового крестьянина
разницы между повстанцами и имперцами не существует.
И тем, и другим, пока кипит борьба за власть, на вилланов наплевать.
Если судить не по намерениям, а по реальным делам,
то под империей обычному гражданину даже лучше.
Сочинить красивый лозунг и назвать себя Светлым –
первое дело в любой политической борьбе.
И именно отказ Белой Розы от этих игр – в финале
Серебряного клина,
когда древнее зло повержено, – ясно показывает,
что она является действительно весьма необычным для фэнтези персонажем...
В романе Кука ставка делается не на посланцев Светлого Совета,
а на людей, которым чуждо стремление к власти.
Причем, таким людям совсем не обязательно быть лучшими из лучших.
"Для таких парней, как мы, в общем-то без разницы, кто заправляет делами.
Кто бы они ни были, их главная цель – жить за наш счет."
Эти слова принадлежат одному из авантюристов,
извлекших на свет Клин и тем самым разбудивших древнее Зло.
Или, по крайней мере, одно из зол, угрожающих миру.
Они делают это не из любви к абстрактному злу,
как "темные" народы во "Властелине Колец".
Это просто люди – в чем-то порочные, но во многом заслуживающие уважения.
Их не отличишь по косому взгляду и пристрастию к сладкой человечине.
И не нейтрализуешь.
В этом плане мир Профессора выглядит куда прозрачней, что уж тут спорить.
Некоторые последователи Толкиена по сей день
верят в высшую истину, стоящую вне человека и над ним.
А Глен Кук видит истину только в человеке.
Причем в каждом – свою...
|
|