(Псевдо-) Интервью с Гленом Куком
A (Pseudo) Interview with Glen Cook
© Larry Lennhoff, Twilight Zine #37, August 1986
Оригинальный текст есть на
Glen Cook – The Fan Page.
Автор: Ларри Леннхофф, перевод с английского
JackCL.
Текст взят с
Russian Glen Cook Fan Page
by Limper, приведен с коррективами.
Ларри написал письмо Глену Куку,
в котором задал ему несколько вопросов.
К всеобщему удивлению, Кук не только ответил на них,
но и дал нам разрешение опубликовать ответы.
– Как вы начали писать?
– Всегда хотел писать. Я, помню, начинал
несколько вещей, еще учась в средней школе и написал
несколько довольно традиционных для начинающих, учась в высшей.
Никогда не решал, что сделаю это или буду делать.
Просто некоторые вещи берешь и делаешь.
В колледже же и позже – когда работаешь,
нет времени для таких вещей. Другие интересы –
по большей части, тяга к женскому обществу.
Затем, когда я начал работать, чтобы как-то прожить,
я попал на работу, где делал очень мало.
Много меньше того, что делаю здесь.
Я стал много читать – две и больше книги в день
и порой читал книги столь плохие, что говорил себе –
я могу сделать лучше. И начал пытаться это сделать.
Это было в 1967-ом. Я обнаружил, что все не так легко, как я думал.
Я написал громаднейшую вещь, называвшуюся
"The Sword Called Precious Pearl", –
эдакое незаконнорожденное дитя Толкиена и Эддисона.
Премилый уродец, порой соединяющий разных
монстров разных миров в одном, до того, как я решил
отказаться от попыток соединить все это вместе.
Там было несколько тысяч страниц, но выжили только название места
Fangdred, да персонаж The Old Man of the Mountain, и еще – часть
группы людей, которых звали Storm Kings (позже все "выжившие"
перекочевали в цикл "Империя Ужаса").
– Что побудило вас писать фэнтези и научную фантастику?
– Это то, что я читаю с тех пор, когда был примерно на пятом курсе.
Тогда я нашел копию романа "The Naked Sun"
("Обнаженное солнце" Айзека Азимова),
принадлежавшего моему отцу. Это то, что я понимаю,
и то, что мне нравится.
– Вы предпочитаете писать рассказы или романы? Почему?
– Романы. Любому знакомому с моими работами ясно,
что я создаю большие истории.
Каждая идея начинается с маленькой и обычно вырастает
в нечто значительно большее, потому что мой мозг
находит какие-то ответвления сюжета и хочет исследовать их.
– Многие ваши книги обращаются к теме армейской жизни,
или по крайней мере она проходит в сюжете на заднем плане.
У вас есть военный опыт?
– Восемь лет в морских вооруженных силах и морском резерве,
а также четыре года в Высшей Школе Подготовки Офицеров Запаса.
В то время я думал, что это именно то, что я хочу делать все мою жизнь.
Служил на миноносцах и в Marine Force Recon, закончив службу
в звании "корректировщик носового огня".
– Почему вам нравится писать
"военную" фантастику и фэнтези?
– Я не могу быть уверенным в этом точно, но просто такие приходят идеи.
Я – писатель, который пытается выстроить сильную историю о придуманном мире.
Может быть, это потому, что я изучаю исторические процессы,
а история всегда крутится вокруг войн на стыке культур и цивилизаций.
– Я думаю, ваша сильная сторона как писателя
в очень хорошей проработке персонажей, которых вы создаете.
Какие из них – ваши любимые?
– Я не знаю. Слишком многие мне нравятся.
Некоторые из них симпатичны мне больше других:
Браги Рагнарсон ("Империя Ужаса"),
Каркун (Черный Отряд),
Мойши БенРаби ("Ловцы Звезд")
и Норман Кэш. Я наслаждаюсь клоунами –
Насмешником ("Империя Ужаса")
и Одноглазым и Гоблином (Черный Отряд),
но их довольно сложно "выписывать".
Мне нравится Каштан Шед из романа
Тени сгущаются,
потому что он не-стереотипичный.
Мне нравится колдун Боманц из Белой Розы
по некоторым из вышеперечисленных причин.
– Кто из персонажей, созданных другими писателями вам нравится?
– Моя первая реакция была – ??? –
потому что они ничего не значат для меня.
Просто проползают через мою голову,
но почти всегда благополучно покидают меня,
возвращаясь на поля F&SF.
Саурон из Мордора?? ("Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена)
Пол Атридес?? ("Дюна" Фрэнка Херберта)
(Но мне понадобилось минут десять, чтобы вспомнить имя этого парня).
Давайте перейдем к чему полегче.
– Что, как вы думаете, является вашей сильной чертой как писателя?
– Сюжет. Мои истории имеют крепкий сюжет,
порой даже слишком сложный для большинства людей.
Так вы платите за внимание. Порой некоторые люди
говорят очень приятные вещи о моих персонажах,
но я думаю, что на самом деле это – моя слабейшая сторона.
И я могу показать вам несколько рецензий, подтверждающих это.
– Как вы начинаете писать книгу?
Вы сначала придумываете сюжет,
или у вас появляются персонажи,
о которых вы хотите написать,
или вы разрабатываете какую-то тему,
или все только потому, что вам нужно оплатить
несколько накопившихся счетов?
– Последняя причина может быть отброшена.
На самом деле мне не нужны те деньги,
которые я получаю от писательства,
хотя порой они и могут пригодиться.
Я не уверен, как можно ответить на этот вопрос.
Самое простое, что я могу сказать,
не погрешив против истины –
это то, что я начинаю с начала.
Ситуации возникают в моем сознании и,
если я выбираю – двигаться дальше и записывать их,
все мало-помалу упорядочивается.
Я всегда знаю, где я начну, и обычно знаю,
чего хочу достичь, так что остается
очень много работы в середине.
– Какой совет вы дадите начинающим писателям?
– Бессмысленная болтовня... Пишите. Просто пишите.
Не говорите об этом, делайте это. Наиболее частая жалоба
из тех, что я слышу от желающих быть писателями –
"у меня нет времени".
Это не может служить оправданием. У меня тоже нет времени.
Очень большая часть моих книг была написана на работе
во время перерывов и завтраков.
Приходится урывать минутку там и здесь – все время.
Основная часть того времени, что я провожу дома,
отводится на печатание окончательного варианта книги,
копирование, ответы на письма, и все это часть того,
чтобы быть писателем.
Черт, да Пирс Энтони носит с собой блокнот и пишет,
пока стоит в очереди в супермаркете или еще где.
Если вы будете делать заметки достаточно часто,
то к концу дня нацарапаете на целый лист,
и тогда сможете написать роман за год.
– Каковы ваши предпочтения как читателя фантастики?
И не только ее?
– Я довольно эклектичный читатель,
и читаю далеко не только фантастику.
Есть несколько авторов, которых я выделяю,
среди них – Хайнлайн и Вэнс, но большинство времени
я провожу все же вне этого поля.
В этом году я прочел много книг Рекса Стаута.
Также исторические и детективные истории и еще – триллеры.
Я обычно читаю четыре-пять книг одновременно.
В настоящей момент я читаю
"Четвертый протокол" Фредерика Форсайта,
"Двойную смерть" Рекса Стаута,
не-фантастическую книгу про Стаута
и Неро Вулфа (герой детективов Стаута),
"Неро Вульф с 35-ой Вест-Стрит",
которую написал W. S. Barning-Gould,
"Золотое побережье" Элмор Леонард
и "Падение Римской Империи".
В списке на прочтение – "Работа" Хайнлайна,
три новеллы Роберта Б. Паркера, книга о Жанне Д'Арк,
"Звезды в моем кармане" Дилэни,
"Armageddon Rag" Джорджа Мартина,
роман про военные конвои морских кораблей
в Северной Атлантике во время Второй Мировой Войны.
Что-то из этого списка мне понравится, что-то – нет.
И все это идет как пшеница на писательскую мельницу.
– Ваше отношение к фэндому, к фэнскому движению?
– Я поддерживаю его. Я участвую примерно в 10 конвенциях за год,
на некоторых – как писатель, на других – как торговец книгами.
И это довольно хорошее для меня времяпрепровождение,
когда я общаюсь с фэнами, чьей компанией по большей части наслаждаюсь.
– Планируете ли вы...
– ...продолжение к "The Swordbearer"?
– И да, и нет. Я неоднократно говорил, что когда я пишу книгу,
то ближе к концу оставляю лазейку для следующей.
Я получил множество настоятельных просьб
от людей после выхода первой книги,
так что переговорил с моим редактором, который сказал,
что он тоже определенно заинтересован в продолжении.
Так я написал примерно две трети того,
что называется "The Swordbreaker".
Затем моего редактора уволили, серия "Timescape"
была отложена, и я перестал работать над ней.
Посмотрев на написанное позже, я решил, что оно
не слишком уж хорошо, так что я свернул пока этот проект.
– ...продолжение "Хроник Черного Отряда"?
– Да.
Tor
говорит, что книги очень интересны и требует все больше.
Я на три четверти закончил четвертую книгу, рабочее название которой
"Glittering Stone", но возможно я заменю его
на "Shadows Dancing", которое на самом деле
было рабочим для Белой Розы,
а "Glittering Stone" приберегу для пятого тома.
Я имею достаточно материала для того, чтобы выстроить
сильное повествование, и намерен продолжать дальше.
– ...продолжение "Империи Ужаса"?
– Да. Фактически
Tor
уже купил книги "Жатва восточного ветра"
и "Злая судьба" – это сиквелы к роману
"Тьма всех ночей", только действие происходит
в другой части мира. Я думаю о еще нескольких томах
продолжения, но все будет зависеть от успеха этих двух.
Пять книг, которые уже вышли, были не очень успешны
с коммерческой точки зрения.
– ...продолжения серии "Ловцы Звезд"?
– Нет, мои редакторы издательства Warner
делали несколько раз подобные предложения
и получали в ответ "нет".
Пока у меня достаточно новых проектов,
и я предпочитаю заниматься ими.
– ...рассказов цикла "Black Ship"?
– Я не уверен, что вы имеете в виду,
если только это не те два рассказа, которые вышли в F&SF
– это "Ghost Stalk" и "Call for the Dead".
Я написал третий рассказ в этом же "сеттинге",
"Hell's Forge", но Эд Ферман вернул мне его,
сказав, что не понял этой истории. У меня были наметки
и четвертого рассказа, но я отложил их, поскольку пришлось
сосредоточиться на других проектах.
– Что-нибудь еще планируется?
– Заключительный том трилогии "Темная война" –
"Церемония". "Темная война"
на самом деле – один большой роман, просто разбитый
на три части, а не настоящая трилогия, как обычно.
И, как упоминалось выше, "Жатва восточного ветра"
и "Злая судьба".
Также вполне закончены и сейчас ищут издателя
"Sung in Blood" – забавная вещица,
где сын Дока Сэвиджа выступает против Фу Манчу –
и "Сладкозвучный серебрянный блюз" –
фэнтези меча и колдовства в приключениях
частного детектива, со смертельно серьезным сюжетом
в причудливом мире, населенном жуткими персонажами.
То, что пока не закончено и не продается включает в себя
второй роман о приключениях частного детектива –
"Золотые сердца с червоточинкой" (почти закончен);
дополнительный роман к серии "Хроники Черного Отряда",
столь же хороший как и другие, озаглавленный
Серебрянный клин;
эпическо-космический роман о далеком будущем
масштаба "Темной войны", называющийся
"Дракон не спит никогда";
романы серии "Империя Ужаса" –
"A Path to Coldness of Heart"
и "The Wrath of Kings";
независимый фэнтезийный роман "Nor Even Death Destroy"
(позже вышел под названием "Башня Страха")
и исторический роман в жанре хоррор пока без названия.
Есть еще множество частично-законченных работ,
над которыми я тружусь время от времени,
и намного больше идей, витающих в моей голове.
|